Яндекс.Метрика
Все об автомобилях.

- Advertisement -

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

0 19

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Каждый раз, когда мы пишем про серийный вездеход, кто-то из комментаторов обязательно начинает умничать на тему стоимости. «Шерп» за шесть миллионов? Да я такой за триста тысяч построю. «Шаман» за 12 миллионов? Да вы с дуба рухнули. Ему красная цена – миллион. Допустим, доля правды в этих словах есть: кое-кто действительно любит слегка завысить цену. И всё-таки в целом надо признать, что дешёвых вездеходов очень мало. Но они есть. И один такой мы взяли на тест-драйв. Да, это один из самых доступных серийных вездеходов, который можно купить в России. И он тоже может проехать там, где не может пройти человек.

 

Совсем другой ЗИС

Не надо путать трёхтонный грузовик ЗИС-5 и вездеход ЗИС-178. Общие у них только три буквы в названии, а всё остальное – совершенно разное.

Вездеходы ЗИС-178 делают в Петербурге. Выпускают их уже довольно давно – около трёх лет. А началось всё с хобби основателей компании – Романа и Дмитрия – строить вездеходы. Начали вроде строить для себя, но после первых же удачных машин выяснилось, что их можно продавать: покупатели есть, и их довольно много. Роману нравится строить, Дмитрию – продавать, так почему бы не создать свою компанию? Создали, и получилось это неплохо. Сейчас у нас по стране бегают, плавают и месят болото уже десятки (а может, и сотни) таких вездеходов. Так давайте посмотрим, что это за зверь такой – ЗИС-178.

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Сразу же возникает вопрос: как в эту схему вписывается рулевое управление? Тут никаких особых технических изысков нет. Если есть поворотный кулак, то к нему сам бог велел присоединить рулевую тягу, а её – к обычной рулевой рейке. Причём ни рейку, ни рулевую колонку не обязательно брать от УАЗа – подойдёт любая. И лучше с электроусилителем, а не с обычным ГУРом: проще ставить и обслуживать. На нашем вездеходе стоит рулевая колонка от Volkswagen Polo, но на эти вездеходы ставят разные колонки. Правда, стараются всё-таки их не чередовать, а использовать партиями. Это упрощает дальнейшее обслуживание и гарантийную поддержку. Но принципиальной разницы между ними нет.

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Рама нашего тестового вездехода стоит на колёсах, которые в среде любителей внедорожной техники называют «ободрышами». Они стоят дешевле заводских, что сказывается на конечной цене вездехода. Кроме того, они обеспечивают неплохую проходимость. Впрочем, по желанию заказчика можно поставить и заводские колёса, как камерные, так и бескамерные. 

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Мотор вездехода – это практически единственный импортный агрегат. В ЗИС-178 могут стоять моторы разной мощности – от 15 до 30 л.с. Самые маломощные – это одноцилиндровые бензиновые китайские Lifan от 15 до 18,5 л.с. Более мощные моторы – это Loncin. Такой мотор мощностью 30 л.с. стоит на тестируемом вездеходе. И он тоже карбюраторный, но уже V-образный, а цилиндров у него два – практически как у Harley Davidson. Объём мотора – 764 см3. Обычно этот мотор используют в качестве стационарного на генераторах, помпах и других устройствах, но часто его ставят и на минитракторы, и на вездеходы. 

Вместе с тем, установка этого мотора потянула за собой одну сложность: его как-то надо было «подружить» с недорогой коробкой передач. А какая коробка передач у нас самая недорогая? Правильно, вазовская четырёхступка от «классики». Кому-то может показаться, что надёжности этой КПП для вездехода маловато, но это не так. Она работает в паре с маломощным мотором, так что запаса прочности хватает. И основная сложность тут – придумать нормальное сцепление. Сначала оно было ременным с прижимным роликом, но на вездеходе эта система работала не слишком долго. Пришлось изобретать новое. Оно получилось удачным с точки зрения конструкции, надёжным и не слишком сложным технически. 

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Выглядит следующим образом: к коробке передач крепится плита, имитирующая ту часть мотора, которая соединяется с колоколом КПП. У коробки остаётся родное вазовское сцепление, но на валу с маховиком (который остался за плитой), снаружи плиты, стоит двухручейковый шкив, который соединён двумя ремнями со шкивом на коленвале. В общем-то, на этом элементы инновации заканчиваются. Работает система абсолютно так же, как обычное сцепление «жигулей». Собственных деталей минимум, так что в крайнем случае бегать по магазинам автозапчастей не придётся. Ну а изнашиваемые детали сцепления, само собой, можно купить в любом магазине с «жигулёвскими» запчастями.

Теперь от коробки «классики» надо получить полный привод. Раздатка – слишком дорого и сложно. Можно как-то попроще? Можно! Ставим на вторичный вал коробки передач шестерню, перебрасываем цепь на вторую шестерёнку, от которой вращение передаётся на два кардана – напрямую в передний мост и через поворотный кулак на задний. Всё, полный привод есть. Мосты на вездеходе стоят либо от «классики», либо от «Нивы» (по желанию клиента), карданы – тоже от «Жигулей». На тестовом вездеходе стоят мосты от «Нивы».

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Кузов сделан из алюминия, но на нём подробно останавливаться не будем. Он может быть разным – с дугами, крышей, с разными световыми приборами. Тут тоже всё зависит от заказчика. Мы будем кататься на машине без крыши и тента, и, как я понял в ходе теста, боже упаси на таком въехать в лес. А мы въедем. 

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Три товарища

Покорять болота, речки и овраги мы поехали сразу на трёх вездеходах: на нашем тестируемом, на таком же ЗИС-178, но с 24-сильном мотором и «жигулёвскими» мостами, и на бортоповортном вездеходе, построенном этими же ребятами «ради лулзов». Итак, пробую сесть за руль.

Посадка тут интересная. Сев в кресло водителя, я почувствовал себя Д’Артаньяном: сижу высоко, гляжу далеко, гордость зашкаливает, а между ног – конь. Правда, сиденье вездехода удобнее седла: оно подпружинено, а жёсткость можно регулировать по весу водителя. В общем-то, удобно. Особенно если не забывать, что подвеска отсутствует на вездеходе как класс: считается, что шины низкого давления вполне её заменяют. Итак, вездеход оседлали. Что дальше?

А дальше надо разобраться с органами управления. Скажу честно: эргономика тут от идеала очень далека. Разберём всё по порядку. 

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Руль стоит в плоскости, знакомой водителям автобусов: практически горизонтально. По мне, так это самое неудобное положение для вездехода. Во-первых, при продольных уклонах в него невозможно упереться, что увеличивает шансы на крутом спуске клюнуть носом. Во-вторых, намного удобнее, когда при повороте руля руки не приходится полностью сгибать или вытягивать. Их положение должно быть приблизительно одинаковым всегда. А тут при повороте на 90 градусов одна рука уходит далеко вперёд, а другая прижимается к груди. Вдобавок обод руля скользкий, и держаться за него очень неудобно. 

Нужно сказать, что угол наклона руля можно отрегулировать под себя при заказе вездехода. Приварить колонку можно под разным углом, и в данном случае именно такой угол выбрал клиент. Что ж, пусть попробует. Мне не понравилось, и я очень рад, что его можно изменить под себя.

Расположение рычага КПП тоже сначала удивляет: он стоит между ног. Как ни странно, такое расположение никаких трудностей не вызывает. Перебранная коробка работает очень чётко, схема переключения знакома всем мужикам практически с детства, сам рычаг немного смещён вправо, так что сложностей с коробкой нет. 

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Зато педальный узел – это нечто фантастическое. Педаль сцепления стоит как положено, а вот тормоз с газом – в два этажа. Причём снизу стоит педаль газа, а над ней – педаль тормоза. И привыкнуть к этому быстро просто невозможно. Кстати, тормоза на вездеходе барабанные: они вместе со ступицами и мостами достались ЗИСу от ВАЗа.

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Приборной панели как таковой нет. Есть выключатели массы и зажигания, счётчик моточасов, замок зажигания и 12-вольтовая розетка. Наверное, больше ничего и не надо. Запускаем мотор.

Честно говоря, я не ожидал от китайского моторчика такой прыти. И такого звука тоже. Если бы я не знал, что тут стоит карбюраторная «зажигалка», то был бы уверен, что передо мной тарахтит дизель. Да-да, именно тарахтит – это первое, на что обращаешь внимание. А второе – это тяга. При осторожном обращении с педалью сцепления можно тронуться на холостых оборотах даже с третьей передачи. А в жизни даже на не слишком хорошей дороге я вполне уверенно трогался со второй, даже толком не трогая педаль газа. Итак, вторая и поехали!

Да, сиденье немного подбрасывает тушку на кочках, но жаловаться не на что: ехать можно. Если бы наклон руля был более человеческим, то было бы вообще прекрасно. Пока мы едем по раскисшему, но ровному полю, претензий нет. Нет их на болотистой местности: там, где сядет УАЗик, ЗИС-178 едет как по асфальту.

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Наша дорога идёт через лес. Сначала встречаются только глубокие лужи. Тут нам иногда помогал «бортоповортник»: лёд толщиной около четырёх сантиметров для 650-килограммового ЗИСа оказался незначительной, но преградой: лёгкий вес не позволял ломать его сходу. Конечно, проехать можно, но мы хотели успеть засветло доехать до речки и немного торопились. Поэтому вперёд пустили тяжёлый бортоповоротный вездеход. Он, правда, раздолбал не только лёд, но и саму дорогу, но ЗИСы за ним бежали легко. Утонуть в воде они не могут, а перекопанное «бортоповортником» месиво на дороге им не страшно.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Колёса.ру (@kolesaru)

Столь же хорошо ЗИС показал себя непосредственно в болоте. Я бы сказал, что болото – его истинная стихия. Да, ему бывает трудно свалить попадающееся на пути дерево, но в болоте деревьев мало, и при желании всегда можно проехать по открытому месту. А тут ЗИС прямо-таки очень хорош. 

Тем временем впереди появился овраг с ручьём. Спуск вниз осложняет только неудачный наклон руля, зато и при входе в воду, и при выходе из неё вездеход показывает себя молодцом. Прямо на подъёме немного останавливаемся, собираемся в кучу и трогаемся дальше в гору. И опять нельзя не спеть коротенькую оду мотору и трансмиссии: нет необходимости держать вездеход на тормозе, одновременно отпуская сцепление и надавливая на газ. Правда, я перестраховался и трогался на первой передаче, но педаль газа не трогал вообще. ЗИС спокойно поехал вверх с двумя людьми на борту. Причём людьми весьма не хрупкими. И это очень хорошо.

Повоевав с управлением, сажусь назад. Интересно, как себя тут чувствуют пассажиры? В моём вездеходе сидений сзади почти что нет: поверхности из алюминия годятся лишь для того, чтобы прислонить к ним мягкую часть тела, но ехать на них практически невозможно. У второго ЗИСа, участвующего в поездке, алюминий прикрыт мягкой обивкой. На моём ЗИСе её нет, поэтому кладу под мягкое место свёрнутую в рулон туристическую «пенку». Становится намного лучше, но ненадолго: на кочках так подбрасывает вверх, что «пенка» из-под меня постоянно вылетает. Что ж, буду выпрямлять нижнюю часть тела об алюминий. Другого выхода нет.

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Другое неудобство – отсутствие каких-либо поручней. Держаться можно только за борта, а так как сидишь тут не лицом по ходу движения, а боком, то держаться можно только за передний и задние борта. Приходится растопыриваться, как та корова в бомболюке (фильм, надеюсь, помните?) и цепляться за борта мёртвой хваткой. На всех кочках, канавках и лужах вездеход даёт беспощадный пендель, и уже минут через двадцать езды в этой позе и в этих условиях я становлюсь похож на старого орла, страдающего циррозом печени. Кроме того, меня жёстко хлещут ветки деревьев, от которых я не всегда успеваю пригнуться ниже борта. 

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Думаете, это я сейчас чем-то недоволен? А вот и нет. Просто если вы планируете ехать в лес, подумайте о комплектации. Если хотите ездить с пассажирами, позаботьтесь об их здоровье и безопасности. Можно поставить и дуги, и тент, и нормальные «сидушки». Да, получится дороже, но оно того стоит. А вот в болоте подойдёт и наша комплектация – там ветки деревьев избивать пассажира не будут. Да и хлестать по лицу водителя – тоже. 

Тем временем мы добрались до реки. Посмотрим, как ЗИС-178 плавает.

Чисто теоретически ему в воде должно быть трудно. Мало того, что «переломка» рулится изгибом половин рамы, что в воде не очень эффективно, так ещё и при попытке поворота пытается перевернуться сама. А если при этом в мостах нет блокировок, и гребут колёса по-разному, дело может окончиться вообще печально. На моём ЗИСе блокировки есть, на втором – нет (это тоже опция). И мой ЗИС в воде вёл себя удивительно неплохо. Может быть, управляемости ему действительно немного не хватает, но направить в нужное направление вездеход можно. И ещё нужно отметить работу шин-«ободрышей»: ЗИС вышел на достаточно крутой берег без труда. Забавно, что при плавании с двумя людьми аккумулятор, расположенный под водительским сиденьем, оказывается в воде. Но, видимо, ни ему, ни остальному электрооборудованию это не страшно.

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Гулять на все!​

Теперь остался один вопрос: стоит ли ЗИС-178 своих денег? Моё мнение – однозначно стоит. Но не 185 тысяч, которые указаны как базовая стоимость. Список опций очень обширный, и часть из них практически необходима. Демпфированное сиденье, лебёдка, калитка в заднем борту, вывод сапунов с мостов, фары – всё это однозначно надо. Кунг, тент и лобовое стекло очень желательно иметь, если планируются поездки по лесам. Краны на колёсах для подкачки выхлопными газами – тоже хочется. А ведь всё это – опции. И в итоге стоимость хорошо подготовленного вездехода составляет уже не 180 тысяч, а как минимум 280 тысяч. 

Немного спорная опция – блокировка мостов. В принципе, она тут не так уж и нужна. Учитывая, что управляемость «переломки» и так не слишком радует, а с блокировками она будет ещё хуже, думается, лучше обойтись без неё. Да и лишняя нагрузка на трансмиссию тоже не нужна. 

В любом случае, 280-300 тысяч – это немного. Да, тут нет фантастического комфорта. Да, не получится большой толпой плавать по реке (а оно вообще надо?), но проехать там, где нельзя пройти, на ЗИС-178 можно.

Девочки плачут, мальчики смеются: тест-драйв вездехода ЗИС-178 за 200 тысяч рублей

Кроме того, вся вот эта простота и внешняя неказистость – это тоже плюс. Осмотр всех агрегатов занимает считанные минуты – всё стоит на виду. Ломаться не то чтобы нечему, но все просто и дешево. Большинство деталей – от серийных машин. 

Ну и последнее. Если вам никогда не доводилось водить «переломку», попробуйте сначала есть за руль. Может, это вообще не ваше. Правда, и альтернативы практически нет. Конечно, существуют недорогие гусеничные вездеходы типа «Черепахи» или «Буйвола», но это уже другая история.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

3 + 3 =